Православный приход храма

Спаса Нерукотворного Образа

в Андрониковом монастыре

Официальный сайт прихода

Приходская жизнь / События


ЮБИЛЕЙНЫЕ ТОРЖЕСТВА. 2010 ГОД

650 лет древнему московскому Андроникову монастырю

и иконописцу Андрею Рублеву


В 2010 году приход Спасского собора и Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева торжественно отметили 650-летний юбилей древнего московского Андроникова монастыря и иконописца Андрея Рублева.

 

29 августа, в праздник Перенесения из Эдессы в Константинополь величайшей христианской святыни – Нерукотворного образа Спасителя, в монастыре состоялось это торжество. Лето 2010 года выдалось невиданно жарким, огненным, пожары полыхали в Центральной части России. Едкий дым плотной завесой окутывал Москву. Люди с мольбой обращались к Господу послать на землю спасительный дождь, которого в Москве не было с самой весны. В конце августа пошли благодатные долгожданные дожди, словно весной зазеленели выгоревшие трава и деревья. День 29 августа был не по-летнему холодным и дождливым. Приход Спасского собора Андроникова монастыря хорошо подготовился к празднику. На территории обители устроили крытые деревянные помосты, где три священника в праздник исповедовали всех людей, которые готовились к великому таинству Святого причастия. Древний Спасский собор невелик, он не смог бы вместить всех пришедших в монастырь, поэтому у западного крыльца устроили крытый деревянный помост, на нем священнослужители и проводили богослужение, а громадная толпа, укрывшись под зонтами, стояла внизу. Лица людей были просветленными, радостными, все поздравляли друг друга с праздником.

 

 

 

И вот чистый и влажный воздух наполнился прекрасными звуками праздничного колокольного звона – благовеста. В монастыре встречали Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Он отслужил Божественную литургию. Его Святейшеству сослужили: председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Евгений; председатель Синодальной комиссии по делам монастырей архиепископ Сергиево-Посадский Феогност; епископ Женевский и Западно-Европейский Михаил; председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви епископ Зарайский Меркурий; председатель финансово-хозяйственного управления Московской Патриархии епископ Подольский Тихон; председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон; схиархимандрит Илий (Ноздрин); секретарь Патриарха Московского и всея Руси по городу Москве протоиерей Владимир Диваков; наместник Сретенского ставропигиального мужского монастыря, ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре архимандрит Тихон (Шевкунов); ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев, а также настоятель Спасского собора протоиерей Вячеслав Савиных, иерей Анатолий Копалкин, протоиерей Александр Салтыков (научный сотрудник Музея имени Андрея Рублева) и другие. Патриаршее богослужение – незабываемое событие. Казалось, хмурый серый день осветился солнечным светом, сияли золотом облачения священнослужителей, над просторами древнего монастыря ясно звучали слова молитв, песнопений в исполнении прославленного хора московского Сретенского монастыря. В воздухе стоял тонкий запах ладана… По окончании литургии Святейший Патриарх обратился к собравшимся с проповедью, которой с великим волнением внимали все присутствующие.

 

 

 

 

 

 

2010-й год был юбилейным не только для Спасо-Андроникова монастыря. Отмечалось также 650 лет со дня рождения его прославленного иконописца Андрея Рублева. К этой дате Центральный музей древнерусской культуры и искусства совместно с Государственной Третьяковской галереей подготовил большую выставку, посвященную его творчеству, и каталог. По инициативе музея в монастыре была установлена мраморная памятная плита (скульптор Владимир Александрович Суровцев). На ней – образ ангела и проникновенные слова: «Сей знак установлен в память преподобного Андрея Рублева – великого русского иконописца, погребенного в Спасо-Андрониковом монастыре …Смиренный Андрей оставил сiю жизнь, к Господу отиде в старости велице бывше, благiй конецъ прiаше. Пахомий Серб. Житие преподобного Никона Радонежского». Торжественное открытие доски состоялось 29 августа.

 

 

После этого в Андрониковом монастыре, как и полагается, была праздничная трапеза, а затем состоялось совместное заседание представителей Русской Православной Церкви и работников ведущих российских музеев. Оно было посвящено актуальным проблемам возврата церковных ценностей.

 

В своем выступлении Святейший Патриарх Кирилл отметил, что у Церкви и музейного сообщества единые задачи. Он высоко оценил заслуги музейных работников, в «абсолютном большинстве – подвижников», которые в самое трудное время сохраняли национальное достояние, спасая его от уничтожения или вывоза за границу. По мысли Его Святейшества, в новых реалиях, когда Церковь «из деклассированного состояния вступила в законодательное поле», следует объединить усилия Церкви и музейного сообщества, чтобы совместно «защитить, сохранить и, в духовном смысле, вернуть святыни нашему народу».

 

«Для того, чтобы было так, необходим постоянный диалог, – подчеркнул Святейший Владыка, – серьезных и ответственных представителей Церкви и музейного сообщества, которые могли бы за письменным столом и за столом переговоров решать стоящие перед ними проблемы». По словам Предстоятеля Русской Православной Церкви, его собственный опыт диалога с министром культуры и рядом ведущих специалистов музейного дела свидетельствует о том, что «при правильной постановке дела это взаимодействие может быть очень успешным».

 

 

 

Как отметил Святейший Патриарх Кирилл, необходимо выработать механизмы взаимодействия религиозных организаций с музейным сообществом, так как на сегодняшний день «таких механизмов – формально, четко описанных – не существует, а есть лишь опыт взаимодействия – порой исключительно положительный, а порой достаточно драматический».

 

Важным шагом на этом пути стало создание Комиссии по взаимодействию Русской Православной Церкви с музейным сообществом при Патриаршем совете по культуре. Святейший Владыка назвал некоторые задачи нового церковного органа, в числе которых выработка системы централизованного контроля «за соблюдением установленных требований в части сохранения, восстановления, использования объектов культурного наследия, находящихся в собственности или пользовании религиозных организаций Русской Православной Церкви».

 

«У меня большую озабоченность вызывает совершенно неправильное оформление интерьера некоторых древних храмов, которые были когда-то переданы Церкви и потом по неумению, недомыслию, отсутствию знаний неверным образом отреставрированы, – отметил Патриарх. – Но до меня доходят сведения о том, что есть проблемы и с так называемой научной реставрацией икон». В связи с этим Предстоятель призвал к полной прозрачности работ по сохранению памятников культурного наследия, особо подчеркнув, что «обнаружение каких-то трудностей не должно быть использовано для дискредитации друг друга, для навешивания ярлыков». Вместе с тем Святейший Патриарх Кирилл обратил внимание собравшихся и на положительные примеры того, как в Церкви сохраняются памятники культуры.

 

«А если шедевры находятся в тяжелом состоянии, – будь то в церкви или в музейных запасниках, – вот тогда мы с вами должны вместе бить тревогу», – подчеркнул Патриарх. По словам Его Святейшества, следует в равной степени заботиться о том, чтобы в музейных хранилищах «шедевры не висели на мокрых стенах и под лестницами», и о том, чтобы переданные в храм иконы не находились в неподобающих условиях.

 

«Мы с вами вступили в тот период, когда нужно сообща решать все эти вопросы – сохранения, использования, научной экспертизы, – сказал Святейший Патриарх Кирилл, особо отметив, что речь идет не о пересмотре имущественных прав. – Мы должны, ни в коем случае не разоряя музейные коллекции, не нанося никакого ущерба нашим музеям, одновременно позаботиться о том, чтобы святыни стали доступны нашему верующему народу и чтобы они сохранялись достойно – как в храмах, так и в музеях. Очень важно, что уважаемые представители музейного сообщества, которые здесь присутствуют, откликнулись на мое приглашение взаимодействовать с церковной комиссией».

 

 

 

«Выражая представителям музейного сообщества глубокую благодарность за те труды, которые были понесены во времена безбожного лихолетья, когда только под светской вывеской и могли сохраняться многие святыни, я хотел бы призвать вас, дорогие братья и сестры, к спокойному, открытому взаимодействию – не ради корпоративных интересов одной или другой стороны, а ради подлинных духовных интересов нашего народа, – подытожил Патриарх. – Перед нами стоит одна цель – сохранить, приумножить и дать возможность нашему народу и духовно, и эстетически питаться великой традицией русского искусства».

 

 

 

В истории древнего Спасо-Андроникова монастыря и Музея имени Андрея Рублева открывается новая страница.

 

Торжества закончились тем, что настоятель Спасского собора Андроникова монастыря протоиерей Вячеслав Савиных преподнес в дар Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу икону «Спас Нерукотворный», а одна из прихожанок – уникальную икону «Троица Ветхозаветная», искусно исполненную из лепестков роз.

 

В 2011 году был создан Фонд преподобного Андрея Рублева, его президент – Геннадий Викторович Попов, директор Музея имени Андрея Рублева, учредителями стали Д.Д. Даньшин, Ф.Г. Рындин, З.К. Церетели, В.В. Бычков, С.В. Филатов, Г.А. Кисловская. Цель фонда – культурно-просветительская и благотворительная деятельность, направленная на сохранение культурного, исторического и духовного наследия, сохранение национальных традиций, развитие нравственных ценностей в области культуры и искусства, реставрацию культурного наследия.

 

Из книги: Т.В. Барсегян (Куксинская) «Московский Спасо-Андроников монастырь»


To Top