Подворье Патриарха Московского и всея Руси

храмов Андроникова монастыря

города Москвы

Официальный сайт

Приходская жизнь / Новости


Пятница первой седмицы Великого Поста

В пятницу первой седмицы Великого Поста после вечерни и Литургии Преждеосвященных Даров в храмах совершается молебный канон святому великомученику Феодору Тирону и благословляется в честь его коливо. Празднование это установлено по следующему случаю.

 

 

В 362 году греческий император Юлиан Отступник в насмешку над христианами приказал тайно окропить идоложертвенной кровью все съестные припасы, продававшиеся на рынках Антиохии. Отступник от христианской веры хотел таким образом осквернить верующих, которые строго постились в первую неделю Великого Поста. Но великомученик Феодор, сожженный в 306 году за исповедание веры Христовой, явился во сне епископу Евдоксию, рассказал об этом распоряжении Юлиана и дал совет вместо оскверненной пищи употреблять в течение недели коливо. С тех пор коливо является ритуальным блюдом в православных христиан в первую пятницу Великого поста и в поминальные дни.

 

 

Коливо это может быть каша, сваренная из целых зёрен пшеницы (реже ячменя или других круп, в некоторых местностях — из риса), политая мёдом, медовой сытью или сахаром, в некоторых местах на Правобережной Украине — гороховая каша, кое-где в Румынии — особый зерновой хлеб. Блюдо подаётся первым на поминальном обеде после похорон.

 

Существует также обычай в пятницу первой седмицы Великого поста приносить коливо (кутью) в церковь, что служит напоминанием о чуде мученика Феодора Тирона.

 

 

Обычай подношений из крупы и фруктов на похоронах зафиксирован ещё в Древней Греции, хотя предполагается, что он является ещё более древним. Во времена Византии он назывался Κόλλυβα, и почти в неизменном виде сохранился вплоть до наших дней. 

 

Также есть версия, что христианская традиция употреблять коливо принесена на Русь Православной Церковью после введения христианства.

У восточных славян на похоронах и поминках принято подавать коливо (кутью, канун), затем блины, кисель с медом, яичницу и кашу. Белорусы в ночь после Дмитриевских дедов вывешивали из окна полотенце, и на окно для покойников ставили коливо и блины.

Кроме приготовления колива для поминального обеда, традиционным было выпекание свежего хлеба, который, по обыкновению, в этот день не резали ножом, а ломали руками.

 

Зёрна в коливо символизируют будущее всеобщее воскресение мёртвых; мёд или сахар — блаженство будущей вечной жизни.

 

 


To Top