Православный приход храма

Спаса Нерукотворного Образа

в Андрониковом монастыре

Официальный сайт прихода

Приходская жизнь / Новости


Сегодня 150-летие русского Императора Николая Второго.

Сегодня Святая Церковь празднует день памяти святого праведного Иова Многострадального. Он прошел страшный путь богооставленности и скорбей, прошел путь таких страданий, даже смотреть на которые не могли близкие ему люди. Он сохранил лишь надежду и упование на Бога, да мысль, что если Господь посылает ему все это - значит это необходимо для чего-то в этом мире. Необходимо и для него самого. Или для людей, живущих на земле вместе с ним.

На день памяти этого святого пришелся день рождения Императора-мученика Николая II. И сегодня так же, как некогда друзья Иова, многие наши современники, размышляя об этом человеке, претыкаются и порой, не понимая пути Божия и особого пути Николая Александровича, не только не понимают его, но и изрыгают страшные хулы на него. Он и этим согрешил, говорят они, и в том неправильно поступил. И в жизни у него были известные человеческие слабости. За это, рассуждают, и постигло его и Россию наказание Божие. И начинают переводить жизненный путь, житие этого великого подвижника, великого исповедника и печальника о Русской земле и о Русской Церкви, начинают переводить разговор о нем в область политическую, совершенно чуждую тому Небесному Царству, в котором пребывают души человеческие, души, отшедшие от нас.

 

Так же, как Иов Многострадальный, Государь знал, что ничего случайного не бывает, и знал, что после благоденствия, трудов и мира настанут страшные испытания для него, для всей России и для его семьи. Так же, как у Иова Многострадального, последним и самым страшным испытанием, которое перенес Николай Александрович, были "измена, трусость и обман" и полное непонимание почти всеми, кто находился вокруг него. Приходили люди, давали ему какие-то советы, но все эти советы были пусты и не духовны. Все эти советы были, как советы змия, все эти советы убивали и его, и Россию, и Православие. Предательство - вот что царило вокруг того, кто до конца осознал, что он поставлен Богом в смирении, кротости и любви вести русский народ к Небесному Царствию через этот земной путь. И Государь сподобился величайшей милости от Бога - пострадать за Христа и за Его Церковь.

 

"Везде измена, трусость и обман", - вот что записал Государь в своем дневнике. Как Спасителя предал Его ученик, а любящие апостолы бежали, так и раба Божиего, служителя Господня и подражателя Христу, Николая также предали и бежали от него. И нам ли ставить это в укор ему?

 

В сегодняшнем Евангелии о слепом мы слышали, как Спаситель сказал: "Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать". То же самое произошло и в 1917 году - настала ночь, и уже ничего нельзя было сделать, кроме того, чтобы со смирением и с терпением дальше нести свой страшный крест. Когда к одному из величайших старцев, к иеросхимонаху Аристоклию, пришли в 1918 году офицеры и сказали: "Благословите, батюшка, нас воевать против бунта, чтобы вернуть Россию на прежний путь", - он сказал: "Бесполезно, гнев Божий нашел на Россию за отступление от Бога, и что бы вы ни делали, ничего не получится, только кровь прольете". То же самое говорил и старец отец Алексей (Мечев). И в этом же духе, в духе прозорливости, пророческом духе пребывал и Император в эти дни.

 

Он понял, что вершатся судьбы Божии над Россией, а суета и необдуманные действия будут сейчас ей только во вред. Он не уехал из России, хотя было множество возможностей: и в Англию, во Францию отбыть и в другие страны - царь остался в России для того, чтобы до конца вместе со всеми пронести свой крест. Он так и говорил: "Если сейчас в России нужна жертва, то этой жертвой буду я". Император Николай и стал этой жертвой в 1918 году в Ипатьевском доме в Екатеринбурге, приняв мученическую смерть: и сам, и его супруга, и дети.

 

И сейчас он молится за народ русский, за который он и поныне несет ответственность как последний Император и Самодержец России. И это страшное великое послушание он пронес через жизнь, через смерть и несет в жизни вечной. Поэтому будем молиться, уповая на Господа, чтобы Господь просветил наши слепые очи духовные, просветил наш ум, чтобы мы могли отличать неразумное, ложное благочестие от истинного пути Божьего, который есть крест, терпение и жертвенная любовь.

 

Из проповеди на  празднование памяти праведного Иова Многострадального 06/19 с сайта http://www.pravoslavie.ru


To Top